Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Лукашенко обвинил Латушко в намерении сжечь лидеров протеста в 2020 году. Тот ответил: «Тут диагноз ставить надо»
  2. Лукашенко много лет молчал об одном важном факте из своей биографии. Вот что нам удалось узнать
  3. «Слушайте, а у нас что, цель, чтобы они там сдохли?» Лукашенко цинично заявил, что издевательства над политзаключенными недопустимы
  4. ВОЗ призвала резко повысить цены на три товара. Это поможет предотвратить 50 млн преждевременных смертей
  5. «Люди должны сами решить, остаться ли в стране или уехать». В демсилах прокомментировали очередное освобождение политзаключенных
  6. Власти пересмотрели новые правила сканирования товаров на кассах, на которые массово жалуются продавцы и покупатели
  7. «Вясна»: Вышел на свободу бывший пресс-секретарь А1 Николай Бределев
  8. Известны имена четырех политзаключенных женщин, которые вышли по помилованию к 9 мая
  9. Пауза США в поставках оружия Украине укрепляет представление Владимира Путина о «теории победы» — ISW
  10. «Шутки в сторону». МАРТ пригрозил торговле закрытием магазинов за завышение цен
  11. Продаете продукты со своего огорода? Власти подготовили для вас налоговые изменения
  12. Лукашенко помиловал 16 человек, осужденных за «различные преступления, в том числе экстремистской направленности»
  13. «Эта цитата вырвана из контекста». Келлог опроверг слова Лукашенко
  14. «Я не собираюсь годами тут бороться. Вижу решение в месяцах». Большое интервью «Зеркала» с Сергеем Тихановским


/

Фордо — один из самых загадочных и защищенных ядерных объектов Ирана. Он расположен недалеко от священного города Кум и скрыт глубоко под землей, на глубине около 80–90 метров, что делает его практически неуязвимым для ударов с воздуха. Тем не менее сейчас его атакует израильская армия, а, по данным источников Axios, президент США Дональд Трамп всерьез обдумывает возможность подключиться к операции. CNN рассказывает, что известно о ядерном объекте в Фордо.

Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси и заместитель руководителя Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камалванди стоят перед ядерным объектом в Фордо. 15 ноября 2024 года. Фото: Reuters
Генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси и заместитель руководителя Организации по атомной энергии Ирана Бехруз Камалванди стоят перед ядерным объектом в Фордо. 15 ноября 2024 года. Фото: Reuters

Иранский подземный завод по обогащению урана в Фордо стал известен миру в 2009 году, когда о нем публично заявили лидеры США, Франции и Великобритании. Уже тогда высказывались сомнения в том, что Фордо используется исключительно в мирных целях. Тогдашний президент США Барак Обама прямо заявлял, что размер и структура объекта не соответствуют декларируемой гражданской ядерной программе Ирана.

Считается, что строительство завода началось еще в начале 2000-х годов, задолго до того, как Иран официально уведомил о нем Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Все выплыло наружу, когда израильская разведка похитила огромный массив документов — более 55 тысяч, — в которых, как утверждается, содержались детальные чертежи Фордо и описание его задач. Согласно этим данным, объект предназначался для производства урана, пригодного для создания ядерного оружия, и теоретически мог обеспечивать материал для изготовления одной-двух бомб в год.

Спутниковый снимок завода по обогащению топлива Фордо в Иране, каким он был в 2004 году. Фото: Maxar Texhnologies
Спутниковый снимок завода по обогащению топлива Фордо в Иране, каким он был в 2004 году. Фото: Maxar Texhnologies

После заключения ядерной сделки в 2015 году Иран был вынужден частично свернуть работы на объекте в Фордо: были вывезены все ядерные материалы и демонтированы две трети центрифуг. Однако после выхода США (тогда президентом был Дональд Трамп) из соглашения в 2018 году Иран начал постепенно восстанавливать былые мощности.

По последним данным МАГАТЭ, в Фордо уже работают 2700 центрифуг, а обогащение урана достигло уровня 60%, что вызывает серьезную тревогу. Такой уровень обогащения крайне редко используется в мирных целях, и переход с 60% до оружейных 90% — вопрос нескольких недель, если не меньше.

Израиль рассматривает Фордо как ключевую угрозу и даже наносил по нему удары, но безрезультатно: спутниковые снимки Maxar от 14 июня 2025 года не показывают никаких видимых повреждений. Это объясняется тем, что у Израиля попросту нет необходимого оружия для разрушения столь глубоко укрытого объекта. Единственная страна, располагающая подобными боеприпасами, — США, но и им для успешной атаки, по мнению экспертов, потребовались бы многократные точечные удары, например, стратегических бомбардировщиков B-2.

На спутниковом снимке, сделанном 14 июня 2025 года, не видно видимых повреждений после ударов Израиля. Фото: Maxar Technologies
На спутниковом снимке, сделанном 14 июня 2025 года, не видно видимых повреждений после ударов Израиля. Фото: Maxar Technologies

Тем не менее разрушение самого комплекса — не единственный путь. Некоторые аналитики считают, что его можно вывести из строя, разрушив туннельные входы, вентиляцию или энергоснабжение. Это не уничтожит объект полностью, но может надолго остановить его работу.

Однако даже в случае полной нейтрализации Фордо иранская ядерная программа не будет свернута. Неизвестно, сколько еще центрифуг существует в других местах и где они могут быть спрятаны. Поэтому Фордо — лишь один, хотя и очень важный, элемент в гораздо более широкой системе, резюмируют эксперты.

Напомним, как пишет Politico, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху активно уговаривает президента США Дональда Трампа подключиться к своей военной кампании и нанести удары по иранским ядерным объектам. По мнению военных экспертов, дело как раз в том, что Израиль не сможет самостоятельно атаковать глубоко подземный объект в Фордо без американской поддержки.

По данным источников Axios, Дональд Трамп всерьез обдумывает это предложение. Хотя ранее он заявлял, что стремится к переговорам и мирному соглашению между Ираном и Израилем, теперь, судя по всему, его позиция может резко измениться.

При этом остается неясным, действительно ли Трамп готов к прямому военному вмешательству. Другие европейские лидеры настроены скептически. Премьер-министр Великобритании Кир Стармер на саммите G7 заявил журналистам, что «ничто из сказанного президентом [США Дональдом Трампом] не указывает на его намерение вмешиваться в конфликт».